Объяснение названий церковных песнопений

по книге

"Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках" (СПб, Синодальная Типография, 1892).

Если Вы работаете не под Windows, могут неправильно отображаться греческие буквы в скобках (abgde...).

Стихира
Стихирами (stichra) в Богослужебных книгах именуются песнопения, состоящие из многих стихов, напсианных одним размером стихосложения и, большею частию, имеющие пред собою стихи Свящ. Писания. От стихов Свящ. Писания, которые поются пред стихирами, они носят особые названия: одни называются стихирами на "Господи воззвах", другие стихирами на "стиховне", третьи стихирами "на хвалитех". Стихирами на "Господи воззвах" именуются те, кои поются на вечерни после пения 140 псалма "Господи воззвах" и имеют пред собою стихи из этого, равно из 141 и 129 псалмов. Слова "стиховны", "на стиховне" (eis tous sticous) показывают, что стихиры, называемые таким образом, имеют пред собою стихи Свящ. Писания не из одних указанных псалмов, а избранные из разных других псалмов и книг Свящ. Писания, по приличию праздника. Стихирами "на хвалитех" именуются те, которые имеют пред собою стихи псалмов (148, 149, 150), называемых "хвалитны", так как в них часто встречается слово "хвалите".

Догматик
Словом догматик, или догмат (dogma - учение), называется Богородичен потому, что с похвалою Пресвятой Богородице содержит догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощение Господа и соединении в лице Его двух естеств.

Седален
Седальнами (kaqisma) называются те песнопения, при пении или чтении коих при общественном Богослужении садились для слушания так называемого "чтения", состоящего из толкования Апостола, Евангелия, или из описания жизни святого, праздника и т.п., так как при таком чтении позволяется сидеть. Но название "седален" не соединяет с собою того понятия, что всегда при пении или чтении его сидят.

Ипакои
Слово ипакои (upakoh) значит по буквальному переводу "внимание". Некто написал: "ипакои есть тропарь, достойный удивления; и когда он поется в церкви, то все, наклонившись, слушают его с благоговейным молчанием и внимательным умом".

Антифон, степенны
Антифон (antifwnon) означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах, а "степенными" называются те песнопения, которые составлены применительно к 15 псалмам (от 119-го до 133-го), называемым "песнями степеней". Так названы эти псалмы потому, что были петы евреями на ступенях храма Иерусалимского. Эти псалмы исполнены горячего чувства к Богу и имеют отношение ко всем тем, которые признают себя странниками и пришельцами на земле, оплакивают свои бедствия и воздыхают о покое отечества небесного; и таким образом эти люди стремятся к восхождению, как бы по ступеням снизу вверх, то есть, от земли на небо, от места странствования в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою.

Канон, песнь, ирмос, тропарь канона
Словом канон (kanwn - правило) в Богослужебных книгах называется совокупность песнопений, которые составлены определенным образом, по известному правилу, и каждая песнь (wdh) канона содержит в себе несколько стихов. Первый стих служит образцом, а вместе с тем связью для всех следующих за нею, и называется ирмосом (eirmos - связь), а стихи, следующие за ирмосом, носят название тропарей (troparion от trepw - обращаю), так как они обращаются к ирмосу, подчиняются его размеру, напеву, ведут от него ряд мыслей. Всякий канон имеет один общий предмет, главную мысль, развиваемую во всех его песнях, например, прославление Воскресения Христова, или Креста Господня, Матери Божией, святого и т.п. Отсюда каноны имеют особые названия: "канон воскресный", "канон животворящему Кресту Господню", "канон Богородице", "канон святого" и т.п. Соответственно главному предмету канона поются припевы пред тропарями, например, при воскресном каноне припев: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", при каноне Богородицы припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Кондак, икос
Кондак (kontakion) и икос (oikos) - песнопения во многом сходные между собой. Сходное содержание излагается в кондаке короче, а в икосе пространнее. Оба песнопения оканчиваются, большей частью, одними и теми же словами, поются на один глас. Кондак можно назвать темой, икос же развитием темы, содержащейся в кондаке. Посему икосы полагаются после кондаков, но никогда не поставляются без них. (Смотр. "Обозр. Богосл. кн." свящ. Никольского.) По объяснению "Новой Скрижали" архиепископа Вениамина, кондак или контак, kontakion, происходит от слов: kondos или kontos - краткий, сокращенный, и oikion - домик. Из сих двух слов сложенное kontakion значит: малый, имеющий не многие покои домик; а в церкви он есть краткая песнь, т.е. вкратце заключающая в себе содержание праздника или похвалу святому. Икос же, oikos - полный и обширный дом; в церковных же книгах так называется песнь, или объясняющая сущность праздника, или содержащая похвалу святому, заключающуюся в кондаке, но пространнее.

Блаженны
Словом блаженны обозначаются в Богослужебных книгах, во 1-х, Евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за разные доброжетели (Матф. 5, 3-19); во 2-х, те песнопения, которые поются на литургии за сими стихами, иначе - имеют пред собою стихи о блаженствах. В Уставе церковном слово "блаженны" чаще всего употребляется во втором значении.

Эксапостиларий
Экзапостиларий (exaposteilarion от exapostellw - высылать, посылать), буквально с греческого значит "посылаемый", а по существенному смыслу есть светилен или тропарь, заключающий в себе моления о ниспослании света и просвещения нашего ума к следующему после того хвалению Бога, заключающемуся в хвалебных псалмах и в великом славословии, в которых призываются хвалить Бога все одушевленные и неодушевленные твари. Посему за экзапостиларием всегда следуют псалмы: хвалите Господа с небес; воспойте Господеви песнь нову; хвалите Бога во святых Его, а потом и само славословие. Марк Ефесский утверждает, что в экзапостиларии преимущественно прославляется послание учеников Христовых и Апостолов к народам.

Объяснение церковных терминов также можно найти в Словаре на сервере "Православие в России" (www.or.ru).

 

Вернуться в Октоих.