Церковь Воскресения Христова в г. Воскресенске Московской области

Статья для газеты при начале открытия храма

ХРАМ

Вы уже, возможно, слышали о том, что в селе Воскресенском начато восстановление храма. Он находится недалеко от железной дороги между станцией Воскресенск и платформой Шиферная, напротив белой горы с фосфогипсом, его сравнительно хорошо видно из окна электрички. Храм имеет три придела: центральный, в честь Воскресения Христова, и два боковых, Покровский и Жен-Мироносиц. Село получило свое название от главного придела, а город Воскресенск, как известно, от этого села принял имя, утерянное некогда нынешним городом Истра.

Зайдя внутрь, на бетонном полу вы можете увидеть надписи "З.1891" и "О.1898", показывающие даты заложения и окончания строительства. Если же выйти наружу и посмотреть на колокольню, подняв голову повыше, то можно увидеть цифру "1909", год, когда была построена колокольня. В прошлом веке местами появлялись здания, построенные "под старину", как например, здание городской думы (ныне музей Ленина) и Исторический музей возле Красной площади, собор женского монастыря в Шамордино Калужской области недалеко от знаменитой Оптиной пустыни, а в нашем районе храм Воскресения и Троицкий храм в селе Конобеево, построенный вскоре после окончания строительства Воскресенского; всех их объединяют неоштукатуренные стены из красного кирпича, имеющего самые разнообразные формы и составляющего причудливые архитектурные детали на стенах. Кто хоть раз имел дело в кирпичной кладкой, тот, увидев наш храм, скажет, что кладка здесь высшего класса и, вероятно, во всем воскресенском районе не сыщется лучшей. Кроме удивительных полуколонн, сужающихся вверх и вниз, разнообразных поясков, крестов, сложных арочных оконных перемычек с висящими белыми камнями достойна внимания и плоская поверхность стен: она выполнена двумя старинными способами кладки, "тычковой" и вверху под куполом "крестовой" (она же готическая или польская), причем сделана кладка очень аккуратно, "кирпичик к кирпичику".

Но вернемся к истории. Итак, наша церковь, прослужив сорок лет, была закрыта в 1938 году. Иконы собрали и сожгли, а в здании устроили склад шкурок, а потом хранили зерно. Во времена складов храм, надо думать, выглядел так же, как и многие другие сейчас: поскольку для склада требуется весьма скромный архитектурный уровень, то внешний вид постепенно таким и становится, так как о восстановлении порушившегося заботиться нужды нет. Но в гораздо худшее состояние храм пришел, когда выселился последний склад: крышу теперь уже не латали, а разбирали, и дождь со снегом привели кладку и штукатурку в нынешнее состояние. Где стихиям было затруднительно разрушать стену, там им иногда помогали люди. Внутри, как опять-таки обычно бывает, устроили "общественный туалет" и распивочную, "украсив" стены подобающими росписями.

Но вот настали другие времена и по просьбе местных жителей горсовет 29 мая этого года принял решение о передаче храма церкви. Уже убран мусор из здания и с перекрытий и начата работа по подготовке к сооружению новой крыши, которую нужно бы сделать до осенних дождей. Предстоит много работ по восстановлению: замена штукатурки, сооружение иконостаса, роспись стен, вставка окон и дверей, устройство отопления, ремонт кладки, устройство гидроизоляции, заделка дыр в полу, обустройство двора (строительство сарая, крестильни, домика для отдыха священников, туалета, забора) и пр.

Вы, вероятно, давно уже догадались, что от вас требуется помощь, или, может, даже скорее не помощь, а со-участие в восстановлении. Кто хочет украсить родной город, кто хочет показать детям добрый пример, кто хочет сказать внукам: "и я восстанавливал этот храм, положил вот этот кирпич или прибил эту доску", кто хочет, чтобы правнуки заметили, любуясь: "умели же строить наши прадеды!", кто хочет, чтобы праправнуки, если и забудут могилу предка, память о нем хранили в виде храма, кто хочет чего-нибудь из этого - приходите и детей с собой приводите. Кто хочет в этом храме поставить свечку за родителей, кто хочет помолиться о спасении своей души, кто хочет детей своих воспитать в вере и благочестии, кто хочет, чтобы внуки помянули его и чтобы, пока храм стоит, в нем возносилась молитва "о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего и о всех прежде почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду, православных", - приходите и вы. Если же кому все безразлично и он нерадит о своем спасении и не заботится о красоте того, что его окружает - и вы приходите, сказав себе: "пусть хоть другие станут лучше"; смотришь, лучше станут не только другие. Вместо того, чтобы спиваясь превращаться из человека в животное, лучше прийти помочь, сохранив и возобновив высокое человеческое достоинство. Вместо того, чтобы пытаться догнать быка, бессловесное животное, по объему мускулов, лучше поработать, совместив тренировку с пользой и вселяя в здоровое тело здоровый дух. Неужели Воскресенск совсем превратился в болото? Неужели во всем городе не найдется хотя бы нескольких неравнодушных людей? Хотите, чтобы восстановленная церковь не была мертва, хотите, чтобы была библиотека и воскресная школа? - Пожалуйста. Приходите, предлагайте, помогайте - что устоит против доброго желания и терпеливого труда? Это касается и других храмов.

"Удивительно,- говорил Сократ, античный философ,- что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня". Так и здесь превращение здания из "общественного туалета" в храм не является самоцелью, а есть лишь только средство для того, чтобы души людей, приходящих сюда, превратились из туалета в храм: ведь согласитесь, не поворачивается язык назвать нынешних людей ангелами по высоте жизни. Все, добытое честным путем, годно для храма, т.к., вероятно, даже языческие капища не строились с помощью добытого нечестно - тем более это неприлично для христианского храма. Что именно честно и что нечестно - пусть рассудит совесть.

В нашей стране практически все средства механизации строительства крупнее электрической дрели находятся в собственности государства, поэтому да не будут глухи к нуждам храмов руководители предприятий. Хотя церковь и отделена от государства, но как нет ничего зазорного в том, чтобы приобрести у государства гвоздь на восстановление, так не будет ничего плохого в том, что предприятие поможет реставрации. Тем более что некогда государство руками предприятий успешно разоряло отделенную от него церковь.

У кого-нибудь может возникнуть вопрос: стоит ли восстанавливать пустующие храмы, когда и один приход в городе малолюден и беден? Но какая мать скажет: "у меня один ребенок вымыт и одет, зачем мне заботиться о другом?" или: "и на одного ребенка не хватает еды, пусть второй посидит голодный"? Так и любая культурная, а тем более православная душа не может не содрогаться, глядя на разрушающийся храм. Пусть служба в храме совершается хотя бы и раз в год, но это будет уже храм, а не "клуб" местных пьяниц. Церковь стоит не для того, чтобы доходы превышали расходы, а чтобы людей делать лучше, так пусть же этим занимаются во многих местах, может, состояние общества будет менее ужасным.

Работы по восстановлению уже идут и в августе будут проводиться каждый или почти каждый день. Желающие помочь могут добраться от станции Воскресенск мимо кладбища, либо на автобусе доехать до села Воскресенского или Медведки. Расчетный счет храма будет объявлен позднее.

Группа восстановления храма.

( 20 июля 1990 г. )


На главную страницу храма

На главную страницу сервера