|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой таблице собраны вместе все имеющиеся здесь песнопения октоиха. Вы можете выйти на те же песнопения и ниже, где приведены тексты песнопений по гласам, с переводом на русский язык. Текст песнопений и перевод даны по книге "Воскресная служба октоиха", СПб, Синодальная типография, 1892. Местами я допускал небольшие отклонения от перевода этой книги, когда это делало перевод, на мой взгляд, более понятным или точным. Текст песнопений, общих для всех гласов, дан в начале, перевод мой, вольный.
Все песнопения 1-4 и 5-8 гласов.
Объяснение названий песнопений по книге "Воскресная служба Октоиха".
Исполняется в начале вечерни. Представляет собой начало 140-го псалма. Предваряется возгласом канонарха, объявляющим текущий глас и начало песнопения, как это часто бывает во время службы. Затем хор поет первый отрывок ("Господи, воззвах..."), потом второй ("Да исправится молитва моя..."). Затем в монастырях обычно пропевают этот псалом до конца и еще один почти до конца; в приходских храмах это обычно сокращается. Окончание второго псалма и третий псалом служат припевами к поемым затем стихирам этого гласа. Заканчивается эта последовательность стихир припевами "Слава...", "и ныне", после последнего поется особая стихира - догматик.
Здесь представлены два варианта песнопения "Господи воззвах" для каждого гласа. Только "Господи воззвах..." - для тех, кому этого достаточно, и "Господи, воззвах..." со следующим "Да исправится..." - для тех, кто не стеснен узким каналом в Интернет.
Прослушать - Глас 1 Глас 2 Глас 3 Глас 4 Глас 5 Глас 6 Глас 7 Глас 8 | |
---|---|
Славянский текст | Русский текст |
Глас первый (вторый, третий, четвертый, пятый, шестый, седмый, осьмый).
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Вонми гласу моления моего. Внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи. |
Глас первый (второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой).
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. Услышь меня, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. Послушай голос моления моего. Когда я взываю к Тебе, услышь меня, Господи. |
Прослушать - Глас 1 Глас 2 Глас 3 Глас 4 Глас 5 Глас 6 Глас 7 Глас 8 | |
---|---|
Славянский текст | Русский текст |
(начало такое же, как в предыдущей таблице)
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею - жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. |
Да исправится молитва моя, как кадило (жертвенник кадильный) перед Тобой, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Услышь меня, Господи. |
Исполняется на утрени непосредственно перед пением тропаря праздника.
Прослушать - Глас 1 Глас 2 Глас 3 Глас 4 Глас 5 Глас 6 Глас 7 Глас 8 | |
---|---|
Славянский текст | Русский текст |
Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне. | Бог Господь, и явился нам. Благословен Грядущий во имя Господа. |
Исполняется на утрени вскоре после прокимна и на тот же распев.
Прослушать - Глас 1 Глас 2 Глас 3 Глас 4 Глас 5 Глас 6 Глас 7 Глас 8 | |
---|---|
Славянский текст | Русский текст |
Всякое дыхание да хвалит Господа. | Всякое дыхание (образно также: все, кто дышит) да хвалит Господа. |
Щелкните на нужный глас, чтобы открыть страничку с текстами этого гласа.
В изменяемых песнопениях присутствуют:
Словом "тропарь" еще иногда используется как название других песнопений или чтений, часто употребляется название "тропарь канона", ирмос - это тоже тропарь канона, стихиры можно тоже назвать специальным тропарем, но все эти песнопения поются на свои распевы, а не на тропарный распев.
Обычно в каждом гласе стихирный, тропарный и ирмосный распев различаются. Но бывает, что некоторые распевы совпадают.
Разумеется, нет никаких причин, чтобы какие-то распевы обязательно совпадали в практике конкретного храма. Дело в том, что гласовые распевы задают общий строй напева, но допускают некоторую свободу свободу в реализации, так же, как бывают храмы архитектуры "восьмерик на четверике", четырехстолпные, шатровые, но при этом при этом два четырехстолпных храма могут быть построены по-разному. Здесь приведен один из вариантов распева гласов, который близок к тому, что чаще всего встречается. Но при этом в напеве едва ли не каждого храма могут быть свои особенности, могут даже в одном храме по-разному петься радостные воскресные стихиры и строгие стихиры панихиды в одном и том же пятом гласе. В монастырях же, с опытными певчими, напев может иметь обороты рисунка, непохожие на имеющиеся в приходском обиходе. Так что вполне можно встретить храм, где во втором гласе тропари будут петься на распев московского Данилова монастыря, а стихиры - на обычный распев.
Присылайте свои комментарии, замечания, сообщения об ошибках.